Продолжение, Часть третья, теоретическая...
Что регламентируют нормы Евро? Прежде всего — содержание в выхлопных газах окиси углерода (CO), углеводородов (CH) и диоксида NO₂, в который превращается при охлаждении моноксид азота (NO). Карбюраторные Жигули и Самары , но не оснащенные катализаторами выбрасывают в воздух в 7—10 раз больше СО и СН, чем иномарки, отвечающие стандарту Евро 4. А в режиме прогрева двигатель стандарта Евро 0 выбрасывает в атмосферу 280 различных токсичных веществ — в том числе окиси свинца, кадмия, меди, цинка, никеля, хрома…
Именно поэтому в 1992 году в странах Евросоюза был введен стандарт Евро 1, ограничивающий содержание в выхлопных газах оксидов азота и сажи. В 1995 году Европа перешла на стандарты Евро 2 (мы отстаем на 9 лет!), в 1999 году — на Евро 3. Нынешние, еще более жесткие нормы Евро 4 действуют с 2005 года. Причем закон требует, чтобы автомобиль укладывался в Евро 4 не только «с нова», но и на протяжении не менее 80 тысяч км пробега.
А тем временем Еврокомиссия уже объявила, что с середины 2008 года в силу вступят нормы Евро 5, которые будут действовать до 2012 года. Эти нормы еще жестче ограничивают содержание вредных веществ в выхлопных газах, причем автомобиль должен отвечать им на протяжении 160 тысяч км пробега!
Нормы вредных выбросов
Содержание в выхлопе Содержание в выхлопе
Экологический стандарт окиси углерода (CO) углеводородов (СН)
«Евро-0» 11,5 г/кВт·ч 3,5 г/кВт·ч
«Евро-1» 4,9 г/кВт·ч 1,23 г/кВт·ч
«Евро-2» 4,0 г/кВт·ч 1,1 г/кВт·ч
«Евро-3» 2,1 г/кВт·ч 0,66 г/кВт·ч
«Евро-4» 1,5 г/кВт·ч 0,46 г/кВт·ч
«Евро-5» ниже 1,5 г/кВт·ч ниже 0,46 г/кВт·ч
Углеводороды (СН) в выхлопных газах образуются по разным причинам, но главная заключается в том, что топливо в двигателе сгорает не полностью. Львиная доля углеводородов выбрасывается при переобогащенной смеси и на переходных режимах работы мотора.
Оксид углерода CO (угарный газ) тоже образуется из-за неполного сгорания топлива. Это очень ядовитый газ без цвета и запаха. Даже при мизерной концентрации угарного газа в воздухе (0,01%) возникает сильная головная боль, а при концентрации 0,3% не исключен летальный исход. Содержание СО в отработавших газах резко увеличивается при недостатке кислорода в горючей смеси, когда СО не может превратиться в диоксид углерода CO₂ (при слишком «богатой» рабочей смеси).
Кроме того, при сгорания топлива образуется моноксид азота (NO), который при охлаждении окисляется до ядовитого диоксида NO₂. Попавшие в атмосферу оксиды азота вступают в реакцию с несгоревшими углеводородами (с этиленом и бутаном) и образуют ядовитый смог, который стал бичем мегаполисов.
Пионером по очистке выхлопа стали США, где в 1970 году была принята Декларация о чистом воздухе, согласно которой все автомобили, выпускаемые с 1975 года, в обязательном порядке снабжаются устройствами очистки выхлопных газов.
Современный каталитический нейтрализатор представляет собой корпус, внутри которого расположен огнеупорный керамический блок, пронизанный продольными порами-сотами. На поверхность сот нанесен активный каталитический слой из платины, палладия и родия. Благодаря специальному микрорельефу общая площадь поверхности этого слоя может доходить до 20 тыс. кв. м.
Катализатор располагается в выхлопной системе сразу за выпускным коллектором, поскольку для начала процесса нейтрализации необходима высокая температура — около 250 градусов. А наиболее эффективно катализатор работает при температуре от 400 до 800 градусов.
Первые нейтрализаторы были односекционными, двухкомпонентными и были способны бороться лишь с CO и CH. В состав трехкомпонентных двухсекционных окислительно-восстановительных нейтрализаторов входит еще и родий, превращающий окислы азота в собственно азот. Наиболее эффективным является трехкомпонентный селективный двухсекционный нейтрализатор с обратной связью, которую обеспечивает так называемый лямбда-зонд, или кислородный датчик. Лямбда-зонд отслеживает объем свободного кислорода в выхлопе и дает управляющей электронике двигателя подсказку — обогащать или обеднять рабочую смесь.
Ресурс катализатора составляет примерно 150 тысяч км и зависит от исправности систем питания и зажигания, а также от качества топлива. Присутствующий в этилированном бензине тетраэтилсвинец (его используют для повышения октанового числа) практически моментально уничтожает каталитический слой в нейтрализаторе и циркониевое напыление «лямбды». Катализатор боится несгоревшего масла, которое может проникать в выпускную систему при износе или неисправностях цилиндро-поршневой группы.
Исправить можно всё за исключением испорченных мозгов.